Каждая страна, каждый народ и нация обладает своеобразной материальной и духовной культурой. Причём бизнес-культура в этом случае не является исключением. Вот почему попадая в чужую страну, очень важно знать её обычаи и традиции не только в обыденной жизни, но и в деловой. Как правило, та область человеческой жизнедеятельности, которая вынесена за пределы государственных границ и имеет международный статус, обладает общепринятыми правилами и нормами. Такой областью может быть международное право, международная торговля, дипломатия и, естественно, международный бизнес.
Международный бизнес просто немыслим без такой своей части, как деловой этикет. Образованный и культурный в этом отношении человек, как показывает практика, способен более эффективно завязывать знакомства с иностранными коллегами или партнёрами. Причём, чем строже соблюдается международный деловой этикет, тем продуктивнее и успешнее сотрудничество. Таким образом, знание бизнес-этикета и неукоснительное следование его правилам - залог успешного делового знакомства с огромной вероятностью продолжения отношений.
Визитная карточка выступает важнейшей деталью международного делового этикета. Если говорить о России, то наша страна больше тяготеет к государствам Европы и Северной Америки в отношении функциональности визитных карточек. Однако в других странах и частях света использование визиток несколько отличается. Если в России и Европе визитная карточка выступает как способ представиться, то в некоторых странах она может играть совершенно другую роль.
Перво-наперво, стоит отметить, что визитная карточка во всех странах без исключения является универсальным способом представить свои контактные данные. Однако церемония обмена визитками - это всего лишь первый и самый простой шаг грамотно преподнести себя и произвести впечатление на коллегу. Международный бизнес-этикет предполагает, что информация, содержащаяся на визитной карточке, будет изложена на языке того государства, где происходит встреча деловых партнёров. Отсюда вытекает правило, что при себе всегда необходимо иметь визитную карточку на том языке, на котором говорит и который понимает коллега. А наиболее оптимальным вариантом является визитная карточка на английском языке. Ведь, как известно, английский язык уже почти приобрёл статус международного универсального языка.
При обмене визитными карточками с иностранными коллегами важно проявить внимательность и заинтересованность. Хорошим ходом будет просьба разъяснить поподробнее информацию, изложенную на визитной карточке.
К примеру, уже не раз говорилось о том, что если Вы имеете двухстороннюю визитку, то это считается признаком скупости и экономии. А вот в Китае это считается не просто нормальным, но и естественным явлением. Так что если Ваш партнёр оказался китайцем, то смело вручайте ему двухстороннюю визитку, на которой китайскими иероглифами изложены Ваши данные. Причём выигрышным вариантом будет использование традиционного цвета, который применяется для печати китайских визитных карточек, а именно золотого. Подавать визитку китайцу следует двумя руками, а вот делать какие-нибудь заметки на ней без просьбы коллеги лучше не стоит.
Вообще, визитки в азиатских странах заслуживают отдельного пристального внимания. Так, в Индии и мусульманских странах, например, визитную карточку следует вручать только правой рукой и, при этом, достаточно, чтобы Ваша визитка была выполнена на английском языке. А в Японии к визитной карточке очень трепетное отношение. Именно в Японии дорогие и качественные визитки гарантированно сработают на благо Вашего бизнеса. Японцы считают визитку неким олицетворением её владельца. По правилам японского делового этикета визитку нужно вручать двумя руками, а принимать одной, а вот хранить их нужно только в визитницах. Своеобразие японских визиток заключается в том, что по информации, указанной на них, можно узнать ранг и иерархическое положение её обладателя. А иерархия, как известно, занимает в японском обществе чуть ли не самое важное место. Именно по этой причине перед обменом визитками с группой коллег необходимо выяснить их ранговую принадлежность. Только после этого следует приступать к церемонии обмена визитками. А вообще Япония - очень самобытная азиатская страна, и для европейцев её культура просто непостижима. Основная черта её этикета - это безграничная вежливость и преданность.
Таким вот образом можно представить жизнь визитных карточек в различных частях света. Удивительно, но даже у этого небольшого куска бумаги есть своя жизнь, которая зависит от многих причин, в том числе и от страны пребывания.
|